Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
Нормативные акты
Индикаторы риска нарушения обязательных требований
Объекты государственного контроля
Критерии и порядок отнесения объектов контроля к категориям риска
Критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами к категориям риска
1. С учетом вероятности наступления и тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, среднего и низкого риска.
2. К категории чрезвычайно высокого риска относятся:
а) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, использующих авиационную технику при обработке пестицидами;
б) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды 1 и 2 класса опасности для человека в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке;
в) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды и агрохимикаты на объектах, расположенных на территориях, внешняя граница санитарно-защитной зоны которых прилегает к водоохранным зонам, водным объектам рыбохозяйственного значения, населенным пунктам, зонам санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, особо охраняемым природным территориям.
3. К категории среднего риска относятся:
а) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды и агрохимикаты в условиях защищенного грунта (теплицы, парники, оранжереи, грибницы);
б) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды 1 класса опасности для пчел в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке.
4. К категории низкого риска относится деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не предусмотренная пунктами 2 и 3 настоящего документа.
5. С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа и подлежащие отнесению к категории низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия (изменения) решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами к категории риска 2 и более постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальным органом) или судом за совершение административных правонарушений, связанных:
а) с нарушением правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) с уничтожением плодородного слоя почвы, а равно порчей земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) по проведению проверок или уклонением от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
г) с невыполнением в срок законного предписания Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) об устранении нарушений законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, вынесенного должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) с непринятием по представлению должностного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов), рассмотревшего дело об административном правонарушении, относящееся к нарушению правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) с непредставлением или несвоевременным представлением сведений (информации), представление которых предусмотрено Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и необходимо для осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору ее законной деятельности либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок отнесения объектов контроля к категориям риска
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора объекты государственного надзора подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, среднего и низкого риска в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Отнесение объектов государственного надзора к одной из категории риска осуществляется на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного надзора к категориям риска согласно приложению.
Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется:
решениями руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и его заместителей, руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору — при отнесении объектов государственного надзора к категориям чрезвычайно высокого риска;
решениями заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с должностными обязанностями — при отнесении объектов государственного надзора к категориям среднего и низкого рисков.
При отсутствии решения об отнесении объектов государственного надзора к категориям риска такие объекты считаются отнесенными к низкой категории риска.
Изменение решения о присвоенной категории риска осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска. При этом указанное должностное лицо направляет такое решение, документы и сведения, на основании которых было принято это решение, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта государственного надзора к более низкой категории риска.
Решение об отнесении к категории риска принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору сведений о соответствии объекта государственного надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведет перечень объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска (далее — федеральный перечень). Включение объектов государственного надзора в федеральный перечень осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов государственного надзора к соответствующим категориям риска.
Федеральный перечень содержит следующую информацию:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска;
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
наименование объекта государственного надзора (при наличии);
место нахождения объекта государственного надзора;
дата и номер решения о присвоении объекту государственного надзора категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска.
Размещение информации, содержащейся в федеральном перечне, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
На официальных сайтах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация из федерального перечня, предусмотренная абзацами десятым — шестнадцатым настоящего пункта, за исключением сведений, на основании которых было принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска.
По запросу контролируемых лиц Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) предоставляет информацию о присвоенной их объектам государственного надзора категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска их объектов государственного надзора.
Контролируемые лица вправе подать в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) в соответствии с их компетенцией заявление об изменении присвоенной ранее категории риска их объектам государственного надзора.
В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или на объектах, расположенных на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту государственного надзора категории риска, осуществляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту регистрации и (или) месту жительства контролируемого лица.
Проверочные листы
Проверочный лист (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
Пестициды и агрохимикаты. Регистрация хозяйствующих субъектов. Формы заявлений
Досудебное обжалование
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1067, в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном пунктами 29 — 37 Положения.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий и предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) инспекторов в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба подается контролируемым лицом руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и его заместителям, руководителям территориальных органов Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их заместителям в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом уполномоченным лицам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) лично, по предварительной записи по телефону, размещенному на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в сети «Интернет», с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Жалоба на решение территориального органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В случае обжалования решений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, принятых ее центральным аппаратом, и (или) действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицами, уполномоченными в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения на рассмотрение жалобы.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов).
Лица, уполномоченные в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения на рассмотрение жалобы, не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимают решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения.
Информация о указанном решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
Жалоба должна содержать:
наименование Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы), фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
сведения об обжалуемых решении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
требования лица, подавшего жалобу;
учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба.
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) либо членов их семей.
Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации направляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения по жалобе.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктом 31 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы), а также членов их семей;
ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется при обязательном присутствии контролируемого лица, подавшего жалобу. При этом рассмотрение жалобы осуществляется в день, назначенный должностным лицом, уполномоченным в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения на рассмотрение жалобы. Извещение контролируемого лица о назначении дня для рассмотрения жалобы в целях обеспечения личного присутствия контролируемого лица направляется контролируемому лицу не менее чем за 5 рабочих дней до дня рассмотрения жалобы со дня представления жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, посредством извещения через личный кабинет контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг. Контролируемое лицо в случае невозможности присутствия на рассмотрении жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, направляет в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) в течение 2 рабочих дней после получения извещения о назначении дня рассмотрения такой жалобы уведомление о невозможности присутствия на рассмотрении такой жалобы.
В случае получения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) такого уведомления от контролируемого лица жалоба, связанная со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается без контролируемого лица. При этом результаты рассмотрения жалобы контролируемое лицо вправе получить лично в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органах).
Лицо, уполномоченное в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения на рассмотрение жалобы, вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их лицом, уполномоченным в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения на рассмотрение жалобы, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы), решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которой обжалуются.
По итогам рассмотрения жалобы лицо, уполномоченное в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения на рассмотрение жалобы, принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение полностью или частично;
в) отменяет решение полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение лица, уполномоченного в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения на рассмотрение жалобы, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.